First slide

Научная деятельность


Стратегической целью научно-исследовательской деятельности МГПИ имени М. Е. Евсевьева является разработка и реализация модели вуза как базового центра педагогической подготовки и научно-методического центра развития региональной системы образования. 

Разработка данной проблемы получила поддержку на федеральном уровне: в МГПИ создан Мордовский научный центр Российской академии образования; институт осуществляет поисково-экспериментальную деятельность как федеральная инновационная площадка. По итогам экспертизы работа института признана Министерством просвещения РФ «Лучшей практикой» 2018 года, а полученные результаты рекомендованы для внедрения в деятельности российских вузов. 

Научный потенциал и инновационная инфраструктура вуза сконцентрированы на решении организационно-методических, нормативно-правовых и технологических проблем реализации мероприятий и достижения целевых показателей национальных проектов «Развитие образования» и «Наука» в системе высшего, среднего профессионального, общего и дополнительного образования с учетом регионального опыта и условий.

Научно-исследовательская деятельность коллектива института осуществляется по шести приоритетным направлениям.

В рамках первого направления научно-исследовательской деятельности «Разработка и внедрение новых практико-ориентированных образовательных технологий и комптентностно-ориентированного содержания педагогической подготовки…» исследовательский коллектив МГПИ получил в 2018 г. грантовую поддержку РФФИ (проект «Методология, теория и технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза»). Разработанная исследователями модель практико-ориентированной подготовки педагога в вузе направлена на обеспечение качества педагогического образования, создание системы опережающей подготовки педагогических кадров, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.

Сетевое взаимодействие с вузами-партнерами позволило существенно расширить спектр решаемых научных задач практико-ориентированной подготовки. Только в 2018 г. выполнено свыше 130 совместных научно-исследовательских работ по приоритетным научным проблемам.

По второму направлению научно-исследовательской деятельности «Научно-методического сопровождение развития системы общего, среднего профессионального и дополнительного образования» исследовательским коллективом МГПИ реализуются ряд крупных проектов в рамках государственных и федеральных программ «Развитие образования» и «Русский язык». Эти проекты имеют не только научное, но и прикладное значение и востребованы в образовательной практике. 

Так, в рамках проекта «Орфографические квест» разрабатывается увлекательная обучающая технология, с помощью которой языковой материал предлагается в виде игры для мобильного устройства: смартфона или планшета. Использование электронных лингвистических игр на уроке русского языка и во внеучебной деятельности позволит сделать обучение (в том числе и самообучение) русскому языку более продуктивным и увлекательным, повышает интерес к русскому языку как учебному предмету. 

Уникальность другого проекта «Пакет дистанционных услуг и опций по русскому языку для мобильного преподавателя» заключается в разработке механизмов, предоставляющих возможность учителю русского языка самостоятельно, исходя из собственных потребностей, сформировать индивидуальную программу повышения квалификации. Для этого специально разработаны электронные образовательные ресурсы: образовательные модули, базы данных оценочных средств, учебно-методические материалы. Это совершенно новый индивидуализированный подход к организации повышения квалификации в режиме самообразования. Он существенно повышает профессиональную мобильность преподавателей. Реализация проекта в 2018 году в пилотном режиме уже охватила свыше 300 учителей образовательных организаций России и ближнего зарубежья.

В МГПИ реализуется приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Его цель – создание региональной модели дополнительного образования детей на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций дополнительного, общего и высшего образования. Для обучающихся преподавателями вуза разработаны 58 программ по естественнонаучному, техническому, гуманитарному, искусствоведческому, физкультурно-спортивному и другим направлениям дополнительного образования, а также 170 научно-методических изданий.

Третьим направлением научно-исследовательской деятельности коллектива МГПИ является разработка и внедрение эффективных организационных форм и технологий выявления и поддержки одаренных детей; развитие системы работы с талантливыми и одаренными детьми региона. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Нацпроекта «Развитие образования» МГПИ назначен оператором Центра выявления и поддержки одаренных детей. Исследовательским коллективом определены ключевые направления работы Центра, разработан план реализации образовательных программ и мероприятий, разрабатывается концепция обучения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе и в дистанционной форме, разрабатываются программно-методические материалы обучения одаренных школьников. На базе МГПИ реализуется ряд мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, научно-исследовательские конкурсы и олимпиады для обучающихся (Евсевьевская олимпиад для школьников, олимпиада «Первый успех» и др.).

Четвертым направлением научно-исследовательской деятельности является развитие международного сотрудничества и сетевого взаимодействия в целях обмена инновационным педагогическим опытом и результатами научно-исследовательской деятельности.

Регулярные контакты в сфере научно-исследовательской деятельности осуществляются с зарубежными вузами Китая, Франции, Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Финлядии. Ежегодно на базе МГПИ проводятся более 10 крупных мероприятий международных уровня (Международная научно-практическая конференция – Евсевьевские чтения, Международная научно-практическая конференция – «Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков», Международная научно-практическая конференция – Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» и др.).

Пятым направлением научно-исследовательской деятельности является привлечение и закрепление молодежи в сфере науки и образования; обеспечение условий для мобильности студентов, молодых ученых в научно-исследовательской и инновационной деятельности. С этой целью в МГПИ действует свыше 180 студенческих научно-исследовательских объединений. Только в 2018 году было организовано более 130 студенческих научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, конкурсов и др.), где было представлено почти 5000 докладов, опубликовано более 1200 статей, в том числе в российских журналах, рецензируемых ВАК, а также в зарубежных научных журналах, входящих в систему Scopus. Свыше 200 экспонатов представлено на выставках всероссийского и регионального уровня. Более 370 работ подано на конкурсы студенческих проектов и грантов.

Популяризации научно-исследовательской деятельности в студенческой среде и формированию проектно-исследовательских компетенций способствует организация и проведение на базе МГПИ Международных открытых интернет-олимпиад по дисциплинам гуманитарного и естественного цикла, а также олимпиады «Я – профессионал» по направлению «Педагогическое (основное) образование» и по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

В рамках шестого направления коллективом МГПИ проводится ряд фундаментальных исследований по приоритетным направлениям гуманитарных, естественных и технических наук. Так, под руководством доцента К. С. Лапина реализован грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых «Ограниченность по Пуассону решений нелинейных систем дифференциальных уравнений». В вузе активно развиваются направления исследований: «Математическое моделирование поверхностных волн в средах, взаимодействующих с магнитным и электрическим полями» (Н. Г. Тактаров), «Исследование адаптационных процессов в биологических системах» (О. С. Шубина), «Химия индола и пирролохинолина» (С. А. Ямашкин), «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма в системе российского образования» (А.В. Мартыненко) и др. 

Реализация основных направлений научно-исследовательской деятельности МГПИ как базового центра педагогического образования позволит сформировать в регионе мощный научно-практический кластер (на основе кооперации кадровых, научно-методических, материальных ресурсов педагогического вуза и организаций региональной системы образования), который будет способствовать достижение целевых показателей Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальных проектов «Развитие образование» и «Наука».


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
(8342) 33-92-58
(8342) 33-93-90

 Email : general@mordgpi.ru